#день_воинской_славы@viltujod #образование@viltujod #музей@viltujod
К усогорским школьникам приходит «Музей в чемодане»
Школьный музей Усогорской школы развивает новый, очень интересный проект «Музей в чемодане». Всю последнюю неделю января - к дате освобождения Ленинграда от фашистской блокады, руководитель музея Галина Лобанова и волонтеры школы приходили в самые разные классы со старым чемоданом, внутри которого были предметы, раскрывающие жизнь блокадного города.
В день празднования снятия блокады Ленинграда - 27 января «Музей в чемодане» пришёл в 3 «б» класс. Необычный урок стоял первым в этот день в школьном расписании класса, а в целом по школе это был уже пятый урок, где через предметный мир ребятам открывался беспримерный подвиг Ленинграда. В этот раз ребятам-третьеклассникам предстояло многое узнать о единственной «Дороге жизни», которая связывала блокадный Ленинград со страной. «Музей в чемодане» пришёл к ним с атрибутами «Дороги жизни». Демонстрировали их младшеклассникам старшие ребята из волонтёрского отряда «ДА» - Елизавета Андреева и Елена Бушенева. Первая достала из потёртого временем чемодана самый главный символ «Дороги жизни» - макет деревянного грузовика, который работал на этом маршруте и связывал Ленинград со всей страной. Волонтёр рассказала, как легендарные «полуторки» спасали ленинградцев. Именно на этих машинах - на «полуторках» эвакуировали 1.5 миллиона ленинградцев, завезли в город сотни тысяч тонн продуктов. Дети видели, как волонтер «грузит» на машину «мешки с мукой», а в обратный рейс сажает «людей». Это ответ ребятам на вопрос, кого и что обратно вывозили из блокадного города. Героическому автомобилю - точная копия военного грузовика «ГАЗ-АА» в натуральную величину был открыт памятник на Румболовской горе во Всевложске.
Второй рассказчик-волонтёр поведала о выматывающей и опасной, чем у шофёров профессии - регулировщика. На трассе дежурили 350 человек. Этим людям приходилось часами стоять на диком ветру. Регулировщики должны были выставлять фонари и вешки, следить за дистанцией. В руках у них были красные флажки, которые были лучше видны на белом снегу. Конечно же, все эти предметы - флажок, керосиновые лампы были в «музее-чемодане».
Ребята получили ответы на множество вопросов и очень часто сами правильно на отвечали на них - почему кабины «полуторок» были деревянные? Почему горела только одна фара у машин? Почему не закрывались двери в машинах? А также узнавали самые интересные факты - за первую блокадную зиму толщину льда на Ладожском озере измеряли 3640 раз, кабины машин были такие тесные, что шофер чувствовал, как по голове бил подвешенный сзади котелок, но зато это не давало ему уснуть; первые семь полуторок, гружённые мукой по семь мешков, двинулись по льду толщиной не более15 см. Потери на «Дороге жизни» были огромные - доезжала только третья часть машин.
Из учительского рассказа, показа настоящих военных фотографий, сделанных в Ленинграде и на «Дороге жизни», ребятам открылась страшная реальность блокады Ленинграда, героизм наших бойцов и жителей города. Несколько слов о своём отце-защитнике города сказала журналист Мария Худякова. В «музей-чемодан» она могла бы положить медаль отца «За оборону Ленинграда», его фронтовой портсигар с гравированной надписью «Защитнику города Ленина - Худякову», блокадные фотографии, письма. Город, не смотря ни на что, жил - рождались дети, работали фотоателье. Жизнь держалась во многом на построенной «Дороге жизни» по Ладожскому озеру. Ленинград продолжал жить и работать - в голодном городе работало около 50 предприятий, производивших вооружение и боеприпасы.
Ленинград живёт в сердцах многих, кто с нами рядом. Учитель класса Елена Вурдова рассказала своим ученикам историю своей бабушки - Ванеевой (в девичестве Мосеевой) Елены Георгиевны. Бабушка после смерти своих родителей вместе с семьёй старшего брата Николая и младшим братом Михаилом в 1936 году уехали из деревни Кучмозерье в Ленинград. Там Николай до войны работал преподавателем после окончания пединститута. Бабушка вспоминала, что после начала блокады она с другими женщинами рыла противотанковые рвы, дежурила на крышах домов, тушила зажигательные бомбы, переживала бомбёжки и артобстрелы. Однажды где-то в
пригороде они нашли заброшенное поле с неубранной картошкой. К тому времени она уже была мёрзлая. Копали её, чтобы добыть хоть какое-то пропитание. Местные удивлялись, как ловко у неё получается, ведь она была деревенской жительницей, и копать картофель ей было привычным делом. Поездку из блокадного Ленинграда по «Дороге жизни» в феврале 1942 года организовал Николай (в то время служил капитаном, участвовал в обороне Ленинграда). Он отправил свою жену Веру, двоих детей, Гену и Лию, бабушку жены Николая и Елену (мою бабушку). Младший брат Михаил тогда не успел выехать, т.к был на работе на заводе. Бабушка Лена рассказывала, что из Ленинграда выехало 8 машин, ехали колонной, через некоторое расстояние друг от друга на открытых кузовах грузовиков. Колонна попала под обстрел, дети плакали, кричали: «Мамочка!», жались ко взрослым. Было очень страшно. Все, как могли, молились.
Три машины из колонны ушли под лёд Ладоги. Но машина с моей бабушкой и её родными добралась до берега. Далее они доехали до Вологодской области, потом поездом добрались до станции Шежам, а далее по Айкинскому тракту - на Удору через д.Буткан в с.Глотово, а оттуда- на малую родину д.Кучмозерье. Дочь Николая Лия, вскоре после приезда умерла, она была очень истощена и больна, жена тоже недолго прожила, сын Геннадий после войны вернулся в Ленинград. А бабушка Лена осталась на родине, работала на маслозаводе в с.Глотово, позже вышла замуж за вдовца с 5-ю детьми и родила ещё двоих. Младший брат Михаил эвакуировался из Ленинграда один 31 марта1942 года. По пути на Айкинском тракте чуть было не замёрз. Но его подобрал обоз с жителями с.Глотово, накормили, обогрели, довезли до Глотово. Это было 28 апреля. А в мае 1944 года он был направлен в действующую армию, участвовал в боях по освобождению Ленинградской, Псковской областей, Латвии, штурме Кёнигсберга, очистке Земландского полуострова от фашистов. После окончания войны свою жизнь посвятил воинской службе, а в 1970 году был уволен в запас в воинском звании - полковник. Брат Николай погиб в марте 1944 года в Эстонии.
У ребят вызывало удивление - по сегодняшним меркам, что так долго и трудно преодолевались 30 км этой дороги. Но на то время это был грандиозный и дерзкий проект - самое крупное озеро Европы было исследовано недостаточно, особенно его ледовой режим. Это было срочное изобретение. Машины двигались очень медленно и в темноте, водители стояли на подножках и в случае опасности должны были выпрыгивать из машин. Строго соблюдалось расстояние между грузовиками. Лед часто не выдерживал и гнулся под колёсами от тяжести.
За неделю до этой встречи ученики этого класса посмотрели фильм, где у мальчика Дениса прадед ездил по этой «Дороге жизни» и очень сокрушался, когда потерял свой значок «Отличному шофёру «Дороги жизни», и правнук помогал ему искать его. Вот почему они многое уже знали, когда к ним пришёл «Музей в чемодане».
Третьеклассники вспомнили о своих прадедах - участниках Великой Отечественной войны. Школьная книга Памяти пополнилась новыми именами и историями - Селиванов Каллиник Павлович, Коровин Николай Егорович, Мамонов Иван Кузьмич, Королёв Михаил Евгеньевич, Орлов Григорий Ефимович, Вурдов Александр Дмитриевич.
900 дней и ночей держался Ленинград. Эти цифры стали символом подвига блокадного города. В конце встречи в память о его защитниках, погибших ленинградцах, детях Ленинграда в актовом зале организаторы встречи зажгли огненную картину из этих трёх цифр, значение которых знает каждый в нашей стране.
Мария Худякова.
Фото автора.
